В Первой Портовой Компании (включает Морской порт Санкт-Петербург) действует программа «Наставничество», в рамках которой опытные работники делятся профессиональными знаниями и навыками с молодёжью.
Публикуем интервью с участниками проекта – наставниками и стажёрами.
Как вы стали наставником?
– Меня назначили, и это логично: я звеньевой, был бригадиром, кое-что знаю. Месяц, пока длилась стажировка, шёл, в основном, алюминий в пакетах и Т-образный алюминий. Я два-три раза объяснил, и стажёр Владимир Федоров сразу ухватил суть, мне попался отличный парень. Чётко отработали 16 учебных смен.
– Как понять, готов ли человек к «самостоятельному плаванию»?
– Это видно – соображает или нет – уже через пару смен. В нашей работе ничего такого сложного нет: род груза одинаковый, небольшая номенклатура. Главное – внимание, чтобы пальцев после каждой смены оставалось 10 штук.
– Расскажите, как шло обучение.
– Наставники во время смен были заняты именно работой со стажёрами. Не брали технику, занимались только застропкой с подопечными. Этого хватило, чтобы они получили базу и отработали основные операции. В дальнейшем, после получения прав на вождение погрузчиков, освоят дополнительные навыки. И тут будет важна работа звеньевых, которые поставят новичков сначала на те операции, где от них меньше зависит, где люди с небольшим опытом точно справятся.
– Чем программа была полезной?
– После её прохождения специалист готов к самостоятельной работе. Раньше стажёров не присылали, это были первые шесть человек, из которых оставили двух. Морское кадровое агентство (МКА, дочерняя компания АО «Морской порт Санкт-Петербург» – прим.) обучало докеров, и после учёбы их сразу отправляли в бригаду. А программа дала возможность сначала посмотреть на людей, понять, кто хочет работать. В процессе стажировки мы выявили, подходят они нашей бригаде или нет.
– Ваши пожелания и слова напутствия всем нашим молодым специалистам.
– Часто люди приходят, смотрят в первую очередь на зарплату и думают: «О!». Но не так всё просто. Порт – производство повышенной опасности. Нужно быть постоянно внимательным. А вообще главное – желание работать, и если это желание есть – всё получится.
– Как давно вы присоединились к нашей команде? Чем занимались раньше?
– Чем я только не занимался! Работал в проектной компании, экологической, на текстильном производстве оператором ЧПУ. Мне это не подходило, очень монотонный труд, уснуть можно. И зарплата везде была слишком маленькая. Хотелось попасть в большую компанию, где есть стабильность. Увидел объявление о вакансии в порту, устроился береговым рабочим. Через год захотелось продвижения. Услышал, что в бригаду нужны люди. Я попросился, мне дали добро, отучился в Морском кадровом агентстве, сдал все экзамены, осталось только категорию С получить.
– Какие цели вы ставите перед собой в работе и что в ней нравится?
– Хочу получить права категории С, а затем D, чтобы управлять техникой. Готовлюсь к экзаменам. Тяжеловато, конечно, совмещать и работу, и курсы. Приходится учить теорию после ночных смен. Но, надеюсь, здесь я надолго. Надоело бегать туда-сюда. Тут коллектив хороший и работа интереснее, чем за станком. И по деньгам справедливо: сколько наработал – столько получил.
– Что вы думаете о программе наставничества для молодых специалистов? Нужно назначать наставников, или лучше, чтобы никто не стоял над душой?
– Когда только начинаешь работать, есть риск сделать что-то неправильно. Зацепишь не так, стропу не туда заведёшь. Здорово, что можно всё делать под присмотром опытного докера.
– Расскажите о вашем наставнике: в чём особенность его подхода при передаче профессиональных знаний?
Мне очень повезло, наставник попался идеальный. Он объяснял максимально доходчиво, спокойно. Нет такого, чтобы сказал: ты балбес, такой-сякой. Евгений сначала всё рассказывал и при этом показывал. Например, как крепить по бокам, чтобы стропа при подъёме не вылетела. А потом вместе повторяли операцию.
– Что нужно делать, чтобы быстро адаптироваться?
Главное – желание не просто просидеть на шее у бригады, а внести свой вклад. Нужно выполнять работу совместно со всеми, не оставаться в стороне. Наряд ведь общий. Нельзя так: другие работают, а я деньги получаю. Нет, подойду к коллегам, предложу помощь. Я совестливый человек, прохлаждаться не стану.
– Как вы стали наставником?
– Накоплен опыт, которым можно поделиться, и созданы для этого условия. Одно время в порту работали бригады МКА, я сам состоял в такой, они учились на своих ошибках, а затем подготовленными вливались в портовые бригады. Потом в портовые бригады стали присылать людей без опыта, кидали их в пекло. Докеры жаловались, что приходится тратить силы и терять в деньгах. Стажировали впопыхах, на обучение давали мало смен, за это время не успевали объяснить азы и более или менее подготовить к самостоятельной работе. Просто прикрепляли к тебе человека, и вы шли вместе работать. Что получалось: зацепил груз у себя, подбежал к стажёру – помог ему. И если человек сразу не уловил суть, с ним особо не церемонились. Сделка ведь, деньги. Не любили сюсюкаться с новенькими, и они терялись, не знали куда метнуться.
– А сейчас?
– Для примера возьмём выгрузку вагона: обычно там заняты два докера, а во время стажировки – три, так как стажёра контролирует наставник. Помогает отцеплять, заводить стропа под груз, указывает на ошибки и объясняет, как лучше, так как сконцентрирован на его работе. За месяц можно хорошо подготовить стажёра и познакомить с нюансами.
– Как это сделать эффективно? В чём залог успеха преемственности профессиональных знаний и компетенций?
– Нужно всему обучать наглядно. В теории все просто, а когда человек на причал попадает – совсем другое. Первые две-три смены стажёр может просто стоять и слушать, пока ты цепляешь груз и объясняешь, что и как. Всё сразу невозможно вбить в голову, мы даём азы, чтобы новенькие не были в тягость товарищам. Остальное придёт с опытом. Не важно, будешь ты в вагоне цеплять, в трюме работать или ездить на погрузчике.
– Как оценить способность стажёра к обучению и готовность к работе?
– Бригада – как семья, и нам видно, кто останется и будет работать, есть ли перспективы. Если человек хочет быть полезным, хочет зарабатывать – он сразу всё схватывает. А если медленный, делает всё вразвалочку, тогда шансов мало. Таким советуешь подумать, стоит ли продолжать. Бывало, люди в первую смену работали до обеда, а после обеда не выходили.
– Ваши пожелания и слова напутствия всем нашим молодым специалистам.
– Молодым желаю терпения и желания работать. Желание работать – это самое важное. Порт – не то место, где можно коротать время.
– Как давно вы присоединились к нашей команде и чем занимались раньше?
– В порту уже три месяца. Я недавно переехал из Нижнего Тагила, работал там начальником смены на оборонном предприятии, где собирают железнодорожные вагоны и танки. С женой решили бросить себе вызов, перебраться в Петербург. Сюда пришёл для заработка, и чтобы дать себе новый старт. Решил начинать с азов.
– Какие цели вы ставите перед собой в работе и что в ней нравится?
– Хочу сделать карьеру. Сначала поработать руками, понять специфику работы и подниматься дальше. Высшее образование у меня есть, буду стремиться расти на новом месте. В порту мне нравится: Финский залив рядом, корабли, краны, люди интересные. Работа тоже интересная. Пока пешеходная, но я получу права и начну работать на погрузчике. Сейчас тружусь на причале и в трюме на застропке. Первые две недели ох как тяжело было! Похудел на восемь килограммов. А потом организм приспособился. Да, тяжело, и мне не 25 лет, но о выборе нисколько не жалею. Стажировка была полезной, так как на практике всё сложнее, чем в теории.
– Расскажите о вашем наставнике: в чём особенность его подхода при передаче профессиональных знаний?
– Евгений спокойный, как удав, рассудительный. Хорошо объясняет, всё показывает. Весёлый, жизнерадостный, компанейский. С таким человеком приятно работать. Да вся бригада такая!
– Что нужно делать, чтобы быстро адаптироваться?
– Я новенький, и коллеги стараются помогать, приняли хорошо. Здесь есть ощущение семьи: все друг за друга. Для меня это необычно. У нас общий наряд, все работаем на один хлеб. И если у меня сейчас работы нет – я пойду помогу другим.