Ежегодно Первая Портовая Компания (включает Морской порт Санкт-Петербург) проводит премию «Признание». Лауреатами становятся сотрудники, которые проявили лидерство и задали высокие стандарты, ставшие профессиональным и личностным ориентиром для коллег.
Представляем победителей премии «Признание-2022».
Евгений, как вы попали в порт?
– Я пришёл сюда после армии. Вернулся со службы, и отец отправил меня учиться на докера в Морское кадровое агентство. Я об этой профессии ничего не знал, до армии водителем был, а папа работал в порту (и сейчас работает) в отделе главного энергетика, поэтому и посоветовал. Закончив обучение в декабре 2004 года пошел работать в Угольную гавань.
Но на Четвёртом районе не остались.
– Да, на Угольной задержался на шесть лет: выгружал, зачищал вагоны. Потом поработал на других районах порта. На Третьем – на контейнерах – не понравилось. Скучно было, однообразно: крепишь и всё. Перешел на Второй район, стал бригадиром в бригаде МКА. Тут встретил будущую жену, Юлю. Она была тальманом, потом в группу оформления документов перешла. Мы работали в одну смену, она и в ночь, и в день выходила. Я благодарен порту за встречу с супругой, в 2016 мы сыграли свадьбу, и у меня теперь замечательная семья, сыну в октябре исполнилось шесть лет. Моя Юля прекрасная мать и жена. Я очень люблю свою семью, она даёт мне силы. И спасибо отцу за выбранную для меня профессию.
Порт для вас стал счастливым местом, и число 13 (нынешний номер бригады – ред.) – тоже счастливое?
– Да, счастливое число, и живу я на 13 этаже, и часто в жизни оно встречается. Нормальное число. А нашу тринадцатую собрали из бригад № 31, которой я руководил, и № 5.
Поначалу были сложности, пришлось притираться друг к другу?
– Мне с людьми не сложно работать. И здесь меня все знали, авторитет уже сложился. И характер, и принципы мои всем знакомы, конфликтов жёстких не бывало. У меня есть правило – если пришел работать – работай. Неважно, молодой ты или старый. У нас общий наряд, никто за тебя отрабатывать не будет. И в итоге никого заставлять не надо, люди заинтересованы. Считаю, что во всём должен быть справедливый подход. Брат ты или сват – не имеет значения, на работе ты – работник. У меня в бригаде братья жены работали, но родственные связи не имели значения. Или с некоторыми ребятами из бригады мы можем в кафе после работы посидеть или на дачу ко мне съездить, но эти отношения остаются за воротами. Здесь никаких поблажек нет, на работе работаем. Также я не практикую жёсткого разделения по обязанностям, когда кто-то всё время будет сидеть в погрузчике, а другой в вагоне. Мы все равны. Сегодня – на технике, завтра – в вагоне. И бригадир должен работать, так как он не освобождённый, оклад не платят. Если бригадир сидит, значит забирает кусок у того, кто в это время трудится. Единственное, приходится отвлекаться, когда начальство вызывает, задания даёт, или наряды нужно заполнять.
Евгений, о дальнейшей карьере вы думали?
– Мне многие говорят про возможность идти выше, но я не стремлюсь в кабинете сидеть. Мне надо быть на причале с народом, в вагон забираться, на погрузчике работать. Даже стоять сигнальщиком на пароходе мне не по характеру, и на кране одному без людей не нравится, хотя на крановщика учился. Люблю быть вместе со своей бригадой: коллектив тебя видит, и отношение другое.
Как раз был вопрос: как добиться уважения в коллективе? Получается, ваш рецепт – быть с людьми?
Конечно! Ты должен быть всегда в коллективе. А не сидеть в кабинете и по камерам смотреть, кто что делает. Когда ты рядом с людьми, они тебе доверяют. Также важно быть рядом в сложные моменты. Например, человек где-то допустил промах, а ты не бросаешь его под обстрел, идёшь с ним, поддерживаешь и стараешься отстоять перед начальством. Бригада – как вторая семья, в которой нужно быть отцом.
Расскажите про ваши ежедневные обязанности.
– С утра старший смены даёт расстановку, я назначаю работу звеньевым, они потом расставляют людей. Иногда мне приходится переместить кого-то с одного звена в другое, или замиксовать звенья. К примеру, если одним технаря (работника на технике – ред.) не хватает, а другим – зацепщика. Даю отчет, сколько людей вышло, иду работать. Попутно приходится учитывать все передвижения. Например, закрыли трюм – надо людей перенаправить, чтобы дальше заработок шел. Произошла поломка техники – приходится искать, где что поменять. Постоянно необходимо все процессы фиксировать, принимать звонки от начальства, выполнять оперативные поручения. Не бывает такого, чтобы от старшего получил наряд, и всю смену его выполняешь, и никто не беспокоит. Все учитываю и вечером в механизации беру распечатку, оформляю наряды.
Похоже, любимые моменты в работе связаны не с бумажной работой?
– Любимые моменты – они на причале. Это родная стихия, движение. Ты занят, и время идёт быстро.
А если говорить про нерабочие интересы: чем занимаетесь, увлекаетесь?
– Стараюсь проводить свободное время с любимой семьей, летом ездим все вместе отдыхать на озера. Поддерживаю сына в увлечении футболом. Сам второй год увлекаюсь фитнесом. День занимаюсь на тренажерах, на следующий хожу в бассейн. Это заряжает и расслабляет, так и чередую. Даже с работы пришёл после 12 часов на причале, поплавал, и чувствуешь себя бодрее. За здоровьем нужно следить, если хочешь давать тонны. Я стараюсь.
Что для вас значит победа в конкурсе «Признание»?
– Уважение коллектива. Выбрали – значит нужен. Люди голосуют, и результаты конкурса показывают высокую оценку труда. Бригада работает хорошо, на первом месте в производственных соревнованиях. Очередная победа доказывает, что всё делаем правильно, и дальше нужно побеждать.
Какие планы и надежды вы связывали с портом, когда только устроились сюда?
– В порт хотел попасть ещё до армии, но тогда вакансий не было. Поэтому поработал на другом предприятии, тоже на погрузчике. А после появилась возможность, и я откликнулся на заявку. Сначала никаких планов не было. Всё пришло постепенно. Изучал работу, стремился узнавать новое, развиваться.
Расскажите про первое впечатление от порта.
– В первый день отправили на территорию отбивать ломами лёд на путях. Была зима, мороз. Какое впечатление? Ну работа как работа.
Трудно ли было поначалу?
– Нет. И опыт уже был, и общий язык с бригадиром нашли, и зарплата была больше, чем на прежнем месте. И что важно – было интересно, так как работа всегда разная.
Выделите основные этапы работы в порту, знаковые для вас моменты.
– Сначала попал в бригаду МКА. В основном обрабатывали удобрения, гранулы, трубы. Через год стал звеньевым, еще через три – бригадиром. Работать было всё интереснее, так как постепенно осваивал более тяжелую технику. Перешел в штат. И затем стал бригадиром в новой бригаде, собрал людей, которые хорошо работают. Сейчас, думаю, достиг потолка в профессии, остаётся только обучать молодежь. Новички приходят в бригаду, мы смотрим, и если они не справляются, прощаемся. Лучшие остаются, это примерно половина.
Как вы стали наставником? В чем плюсы и минусы наставничества для вас?
– Жизнь заставила, с бригадирства началось. Чтобы люди умели хорошо работать, их надо учить. Занимаемся этим вместе: и звеньевые объясняют, и сигнальщики. Важно, чтобы новичок увидел процессы с разных ракурсов, понял, кто чем занят. Неправильно просто стоять над человеком. Только плюсы вижу в наставничестве. Молодой приходит, он ничего не знает. Если никто ничего не будет говорить, он растеряется. Хорошо, что есть коллектив, который поддерживает. И психологически, и навыки передает. Если не научить молодых, потом не с кем работать будет.
Как подобрать подход к человеку, если ты не педагог и не психолог?
– Люди разные приходят. С каждым нужно найти общий язык, суметь донести смысл задачи. Если отдать распоряжение: езжай на склад, привези стропа, новичок может не разобраться. Надо же доходчиво объяснить, что нужны стропа 5 и 3 метра, под определенный размер пакета и определенную раму. Чем больше информации передано простым языком, тем лучше человек справится. Так и я, когда получаю в начале смены задание, требую максимум информации, чтобы понять, как построить свою смену. Кого куда расставить, чтобы процесс шел эффективней. Молодежь отправляю, где попроще, специалистов – где интенсивнее процессы.
Расскажите про специфику работы и ваши обязанности.
– На каждую смену я получаю задание и делаю расстановку. Распределяю звеньевых, добавляю им людей с допусками на технику, необходимую для выполнения задачи. Например, сегодня мы грузим теплоход двумя ходами. Работают два звена, две технологические линии, отправляют в трюм пакеты. Я знаю, где что происходит, у каких докеров какая техника и могу перераспределять силы, регулировать процесс. Также важная обязанность – писать наряды, отмечать, кто, что и сколько сделал.
Что больше всего цените в своей работе? Какие у вас любимые дела и моменты?
– Люблю, когда много работы. Нет работы – плохо. Люди ничего не зарабатывают, вместо слаженного труда – суета, перебрасывают людей туда-сюда. Когда много работы, и день быстрей идёт, и чувство удовлетворённости появляется в конце смены.
Расскажите о задачах, реализацией которых вы гордитесь.
– В 2021 году бригада заняла первое место в производственных соревнованиях по итогам года, получила кубок. Все вместе старались, и получили заслуженную награду за это. В этом году также взяли первое место за первый и второй кварталы.
В чем секрет стабильного успеха?
– Думаю, расстановка людей на участках и оперативное перестроение играют большую роль. И насколько налажена связь со звеньевыми. Их задача – заранее передавать информацию об изменениях в процессе. Например, звено заканчивает работу в трюме погрузчиками и начинает слинговать груз. Я учитываю, что надо поменять, чтобы эффективнее работалось.
Над чем еще интересно было бы поработать?
– Идти выше, но по образованию выше никак. Может стал бы стивидором или даже начальником района когда-нибудь, но не учился вовремя. А сейчас уже не получится, на мне семья, четверо детей. Вот сына сюда привел трудиться. Учим работать по-серьёзному.
Поделитесь внерабочими интересами: чем занимаетесь, увлекаетесь?
– У меня семья – нерабочий интерес. Старшей дочери 21 год, сыну 20, третий ребенок первый класс окончил, а младшему – год и четыре. Вырастили двоих и теперь ещё двоих поднимаем. Маленькие дети – это счастье в доме и стимул идти дальше. Всё мое свободное время уходит на семью.
Для победы в номинации нужна поддержка многих работников порта. И, казалось бы, кто будет голосовать за человека, рабочий день которого проходит исключительно в кабинете среди наряд-заданий, ведомостей и справок? Коллеги? Но их голосов недостаточно.
Кто тут главный?
Оказывается, Людмилу Томееву знают и ценят не только в своем коллективе, но и в других подразделениях, с которыми она постоянно и плотно взаимодействует.
Сотни людей каждый месяц получают аванс и зарплату благодаря группе по нормированию труда, где Людмила Петровна – руководитель. Её авторитет заработан не механической обработкой заказ-нарядов, а помощью и консультациями, ежедневным общением с докерами, диспетчерами, стивидорами и работниками складского хозяйства. В МП СПб даже в самые сложные времена не бывает задержек зарплаты, и эта высокая планка в немалой степени держится на труде возглавляемого ей коллектива.
Путь в порту Людмила Томеева начала 15 лет назад после переезда из Башкирии в Петербург. Там окончила Башкирский финансово-экономический институт и работала на заводе: также занималась этой непростой работой с цифрами.
– После переезда увидела вакансию в порту, прислала резюме и была рада, что приняли в такую большую компанию, – рассказывает она. – Как сейчас помню первое впечатление по дороге на Второй район: много техники, постоянное движение, красота причалов.
Говорят цифры
Даже находясь в кабинете, Людмила Петровна знает, как отработала бригада, что делала и какую технику использовала. Это знание рождается после изучения наряд-заданий, экспортно-импортных ведомостей, судовых справок и других документов, сопутствующих погрузочно-разгрузочным и связанным с ними работам.
Данные из этих документов в группе по нормированию анализируют, сверяют и переносят с бумажных носителей в электронную программу, затем рассчитывают зарплату и передают результаты в ЦКР. Зарплату считают для работников МП СПб, подрядных организаций, Морского кадрового агентства и Универсального перегрузочного комплекса.
Всё само собой?
– Стиль управления? Да какой тут стиль управления! Девочки всё знают. Говорить и подгонять не нужно, – объясняет свой способ руководства группой Людмила Петровна.
Но так, конечно, не бывает. Если кажется, что всё работает само по себе, значит руководитель когда-то потратил немало времени и сил на выстраивание процессов. Людмиле Томеевой удалось создать в коллективе рабочую, и в то же время очень дружелюбную атмосферу, когда каждый готов прийти на помощь коллеге.
– Можем и поспорить, – признаётся она, – но только на производственные темы. Причем не только между собой, но, допустим, и со складскими работниками. Тут не обижаются: рабочая атмосфера. Если цифры не сходятся, нужно обязательно найти и устранить ошибку. Точность для нас имеет первостепенное значение, ведь цена ошибки, если ее не выявить сразу, может быть высока. Правильно и в отведенные сроки рассчитать зарплату – это очень ответственное дело!
Начальник отдела организации труда и заработной платы Галина Дайнекина:
– Группа по нормированию труда является одним из основных подразделений. В любых ситуациях работу необходимо выполнить точно, в полном объеме и в установленные сроки. Сложные ситуации случаются. Это и работа в условиях ограничений, связанных с пандемией, что потребовало от Людмилы Петровны организовать деятельность в условиях удалённой работы, настроить строгий учет и хранение наряд-заданий – документов строгой отчётности. Это и ведение расчета по двум системам оплаты труда в период перехода докеров с одной СОТ на другую. Благодаря Людмиле Томеевой группа по нормированию труда сконцентрировала в себе лучшие качества: взаимовыручку, сплоченность, командную работу.
Как пройти в порт?
Путь на причалы у Николая был непрямым. После школы он пошел учиться в автостроительный техникум, но там не понравилось, поступил в морское училище. С дипломом организатора перевозок и управления на транспорте попал не в порт, а в банк. Затем поработал на автозаводе, потом на стройке. В порт пришёл, когда серьёзно заболел отец и нужен был гибкий график. Устроился в Морское кадровое агентство, где была возможность выходить в удобные смены. Сделанный по необходимости выбор оказался крепким «браком по расчёту», где всё совпало и ладно сложилось: место, люди, интересы, способности. И спустя восемь лет нанятый через кадровое агентство тальман получил должность заместителя руководителя района.
– Я отработал в МКА три месяца и меня взяли в штат на склад №35, на стальные слябы. Попал в смену к Валентине Пузырьковой, Наталье Белой, Людмиле Чобот. Все такие – ух! Научили работать по-человечески. А ещё через четыре месяца меня позвали стивидором, прикрепили к Владимир Литвякову и Сергею Берднику. Вот это были профессионалы! Работали с любым грузом и типом судна. Могли и снять осадку, и посмотреть водоизмещение, и капитана на английском убедить. Всё умели. Ни разу не сказали: «Почитай документы, не знаю». Стажировался у них, замещал отсутствующих стивидоров, и когда появилась ставка, попал сюда, на Первый район, – рассказывает Николай.
Второй, второй, я первый
На Первом тоже пришлось учиться, так как у каждого района своя специфика. Николай Смирнов объясняет отличия:
– На Втором большие объёмы, но, на мой взгляд, груз без сложной укладки, и каргоплан делает представитель отправителя.
Здесь всего около миллиона тонн за год, но с грузом постоянные сложности. Он должен быть чистым, без песка и птичьего помета. Его надо замывать, крепить, слинговать и главное – комбинировать, составлять пазл. Слябы – это изделия, на них ничего нельзя ставить. На Т-образники можно грузить, но ими лучше не заканчивать, не за что крепить. Катанка – осадочный груз, можно укладывать только наверх и не более чем три ряда в высоту. А есть ещё пакеты, пруток… Приходится всё учитывать, и каждый раз в трюме получается неповторимый слоёный пирог.
Об алюминиевых пазлах Николай говорит с большим увлечением. Составлять каргопланы – не просто обязанность, но и любимое дело. Сложное, но конкретное и с понятным результатом. Меньше вдохновляет рабочая переписка, когда приходится объяснять процессы, которые происходят на теплоходе. Эпистолярные церемонии Смирнову не по нутру.
– Я порой просто нахожу телефон человека и звоню, чтобы всё быстрее решить. За 15 минут разбираем вопрос, на который в переписке можно потратить два дня, – говорит Николай.
Ругаться нельзя дружить
И во взаимодействии с подчиненными он предпочитает живое общение и возможность всё уладить без лишних бумаг.
– Жалуется, к примеру, бригадир на сменного начальника склада, случилось у них недопонимание. Я поговорю с Василием Дронтусовым (заместителем руководителя района по складской работе – ред.), он поговорит со складскими, найдем компромисс, помирим. Лучше мы уладим, чем через рапорт решать проблему. Зачем портить отношения, ведь надо и дальше работать вместе, – уверен Николай.
Сам считает своим главным качеством, которое помогает в работе, простоту. Старается встать на место людей, посмотреть на задания их глазами.
– Со стивидорами мы говорим на одном языке, их прекрасно понимаю. И докеров понимаю, работают не в самых простых условиях. Но работа есть работа, давайте искать компромиссы. Стараюсь донести до бригад цели заданий. Люди должны осознавать, что делают. А не то что: копай и вперёд. А что копать, зачем? Должна быть ясность цели и понимание процессов, – уверен замруководителя района.
Слушай команду
Он немного скучает по тем временам, когда был просто стивидором, с маршрутом от трюма к трюму. В почте не было сотен писем, не приходилось подписывать документы на выдачу СИЗ, разруливать сложности с техникой и жонглировать ещё массой неотложных дел даже после смены, когда все домашние уже спят. Но взялся – делай на совесть. В коллективе уважают Смирнова за то, что переживает за общее дело и творчески подходит к решению задач. Старший стивидор Василий Машков говорит о коллеге:
– Николай любит побеждать. Если что задумал, землю перероет, но доведёт начатое до конца. Идеи генерирует постоянно, у него их миллион. Старается упростить для всех работу, постоянно кого-нибудь защищает. Он компанейский, с уважением относится к людям и умеет общаться с любым контингентом. Выслушает, даже если собеседник несёт ахинею. С таким человеком, как Николай, здорово работать вместе, он абсолютно командный игрок. Не тянет на себя, умеет отойти в сторону, когда нужно, и даёт возможность каждому проявить свои сильные стороны.